«Астана Моторс» в 2026 будет производить 100% легковых авто со сваркой и окраской
Завод Hyundai Trans Kazakhstan входит в состав «Астана Моторс» и работает с октября 2020 года. В 2021 году завод произвел 26 тысяч автомобилей. В 2022 году – 37 205 легковых автомобилей, из них 82 % предприятие поставило на отечественный рынок, остальной объем – на экспорт в страны СНГ. За первые 6 месяцев 2023 года завод произвел рекордные для себя 24 509 автомобилей и вышел на мощность 50 тысяч автомобилей в год. В настоящее время завод углубляет технологические операции, об этом редакции Forbes сообщил основатель «Астана Моторс» Нурлан Смагулов.
«Нашему заводу всего три года, сейчас его мощность 50 тысяч автомобилей в год. Мелкоузловым методом производятся две из десяти моделей – Hyundai Accent и Tucson. Но это только начало большой работы. Наша цель – 100% мелкоузловое производство и 51% локализации за счет производства автокомпонентов. Мы ежегодно инвестируем в модернизацию и увеличиваем мощность производства со сваркой и окраской. В 2024 году мелкоузловым методом со сваркой и окраской будет производиться 25% от общего объема производства, в 2025 году – 50%, а в 2026 году предприятие перейдет на 100% CKD-производство», – отметил Нурлан Смагулов.
В настоящее время ведутся работы по расширению производственных площадей и модернизация цехов для увеличения мощностей и запуска мелкоузлового производства новых моделей со сваркой и окраской кузовов. Hyundai Trans Kazakhstan приобретет новое оборудование, которое позволит частично автоматизировать производственные процессы в цехах окраски и сварки.
Модернизация производства будет происходить в два этапа: с 2023 до середины 2024 года – модернизация и автоматизация цехов сварки и окраски, освоение мелкоузелкового производства новой модели, благодаря чему предприятие будет выпускать 25 тысяч автомобилей, произведенных мелкоузловым методом, что составляет 50% от мощности.
С 2025 до середины 2026 года будет происходить расширение завода, строительство новой линии окраски и запуск нового цеха сварки, что позволит производить 100% объема в 50 тысяч автомобилей методом CKD.
Завод Hyundai Trans Kazakhstan формирует кадровый резерв в сфере машиностроения и уделяет максимум внимания развитию инженерно-технических навыков. Сегодня на предприятии трудоустроено более 1200 человек. Персонал проходит обязательное обучение, в том числе на заводах Hyundai в Корее, Чехии, Турции, Вьетнаме.
Казахстанское предприятие находится в Индустриальной зоне Алматы. В рамках инвестиционного контракта у Hyundai Trans Kazakhstan есть освобождение от уплаты КПН и налога на имущество. Однако Нурлан Смагулов принял решение платить налоги в полном объеме, и с 2020 по 2022 год предприятие уплатило в бюджет 18 млрд тенге налогов.
«Мы считаем, что патриоты должны инвестировать в отечественное производство, углублять локализацию, создавать достойные условия труда, поддерживать стремление к развитию и не злоупотреблять государственной поддержкой», – пояснил свое решение Смагулов.
Новый мультибрендовый автозавод по производству Chery, Haval и Changan
Строительство мультибрендового завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan на площади 300 000 квадратных метров идет полным ходом с соблюдением всех стандартов лидеров автопрома Китая. Площадь производственных цехов составит более 150 000 квадратных метров. Это грандиозный проект стоимостью 115 млрд тенге.
100 % объема автомобилей Chery, Haval и Changan будут производиться полным циклом со сваркой и окраской. Мощность завода – 90 тысяч автомобилей в год.
На мультибрендовом заводе создадут 2600 рабочих мест. Основной костяк коллектива – специалисты инженерно-технических профессий, которые будут перенимать опыт ведущих автоконцернов и развивать технологии в Казахстане.
«На заводе будет три частично автоматизированных цеха сварки – по одному для каждого бренда, три линии сборки – также по одной для каждого бренда, что даст нам возможность создать больше рабочих мест. А вот цех окраски – один для всех брендов, именно поэтому для высокой производительности окраска будет 100% автоматизирована. Мощность завода такова, что новый автомобиль будет сходить с конвейера каждые 2,5 минуты. Все оборудование проектируется совместно с брендами Chery, Haval, Changan и соответствует их техническим стандартам», – указал Нурлан Смагулов.
Высокотехнологичное оборудование на завод будет поставлять Automotive Engineering Corporation. Клиентами AECorp являются BMW, Hyundai, Toyota, Jaguar, Land Rover, BYD, Mercedes-Benz, Volkswagen и другие.
Кроме AECorp оборудование для нового завода также поставят и другие компании с мировым именем – Siemens (Германия), ABB (Швеция-Швейцария), Schneider (Франция), Omron (Япония), Fanuc (Япония) и прочие.
Строительство мультибрендового завода в Алматы планируют завершить в IV квартале 2024 года. В I квартале 2025 года стартует пилотное производство автомобилей.
От ковриков до штампа: локализация – 51%
Вблизи автомобильных заводов на площади более 10 га в Индустриальной зоне Алматы идет строительство комплекса предприятий по производству автокомпонентов: автомобильных сидений совместно с Youngsan Glonet Corp. Ltd. (Корея), мультимедийных систем для автомобилей Hyundai совместно с Motrex Co Ltd. (Корея), а также полиуретановых ковриков, подкрылков, брызговиков.
Площадь производственных помещений составит 7,7 тыс. кв. метров. Запуск предприятий намечен на начало 2024 года. Планируется, что на трех предприятиях по производству автокомпонентов будут работать около 90 специалистов.
Учитывая мощности завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, а также мощности Hyundai Trans Kazakhstan после расширения, совокупный объем производства мелкоузловым методом составит 140 тысяч автомобилей в год. И данный критический объем дает компании возможность развивать штамповку кузовных деталей.
Кто купит сотни тысяч автомобилей?
Заглянем в недалекое будущее – через несколько лет Казахстан начнет выпускать сотни тысяч автомобилей в год. Кто их будет покупать?
В первую очередь, сами казахстанцы. По данным МВД и АКАБ, порядка 60% автомобилей в Казахстане старше 10 лет, причем половина из них старше 20 лет. Автомобили казахстанского производства для граждан освобождены от сборов, кроме того, участвуют в программах льготного кредитования.
Но автопроизводители рассчитывают не только на внутренний рынок, они готовы к выходу на внешний. К примеру, 60% объема производства мультибрендового завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan планируется отправлять на экспорт в страны СНГ. Это порядка 54 тысяч авто в год.
В этой связи также стоит рассмотреть опыт стран с гораздо меньшей численностью населения, но в экономике которых автопром играет ключевую роль.
На примере Чехии и Словакии видно, что и у Казахстана есть все необходимые возможности и перспективы для увеличения доли автопрома в ВВП и его роли в экономике страны, в частности, стать одним из ключевых экспортеров автомобилей в регионе.
Но для этого необходимо планомерно и ответственно развивать автопром, углублять локализацию, готовить кадры, быть патриотами и ужесточать требования к автопроизводителям.