Три автозавода показали рабочей группе по рассмотрению петиции об отмене утильсбора
18 июня в рамках рассмотрения петиции об отмене утильсбора состоялся визит рабочей группы на действующие заводы по производству коммерческой техники и автомобилей – Hyundai Trans Almaty и Hyundai Trans Kazakhstan и строящийся мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, принадлежащие группе компаний «Астана Моторс».
«Астана Моторс» организовала online-трансляцию визита на независимых и собственных интернет-площадках. Бекнур Несипбаев, СЕО «Астана Моторс»:
«Мы решили использовать визит рабочей группы в информационных целях, у нас большой лист ожидания по экскурсиям на заводы, просто не успеваем принять всех желающих, эта трансляция позволит всем, кому интересно отечественное производство, пройти видеотур вместе с членами рабочей группы».
Первым был представлен завод коммерческой техники Hyundai Trans Almaty. Это первый автостроительный проект «Астана Моторс». Предприятие наладило производство техники грузоподъемностью от 1,5 до 15 тонн на базе шасси Hyundai, FOTON (бортовые грузовики, изотермические и промтоварные фургоны, рефрижераторы и различные надстройки специализированного типа), а также автобусов Golden Dragon различных моделей и их конфигураций от 10 м до 18 м.
«Адильбек Гаев, директор Hyundai Trans Almaty: «Согласно принятым обязательствам по локализации и казахстанскому содержанию, мы освоили сварку и окраску кузовов пассажирских, коммерческих и школьных автобусов, грузовых автомобилей, а также выпуск навесного оборудования. В этом году дополнительно расширим перечень моделей, производимых мелкоузловым методом, так как идет расширение производственных площадей – линии цеха сварки, цеха по производству надстроек, цехов окраски и катафорезной линии для запуска в производство модели Hyundai Porter».
Общая стоимость проекта составляет 6,6 млрд тенге, площадь предприятия после расширения составит 19,4 тыс. кв.м., количество созданных рабочих мест увеличится до 413 человек.
Следующим пунктом стало посещение завода полного цикла по производству легковых автомобилей – Hyundai Trans Kazakhstan. Его представил Бекнур Несипбаев: «Завод работает с 2020 года. Здесь выпускаются 11 моделей легковых автомобилей бренда Hyundai – Accent, Elantra, Santa Fe, Sonata, Tucson, Bayon, i30, i20, Palisade, Staria, Custin, пилотно запустили Genesis. Сейчас работаем над расширением модельного ряда по мелкому узлу, к следующему году рассчитываем увеличить процент локализации за счет запуска производственного кластера по автокомпонентам, где будут выпускаться автомобильные сиденья, полиуретановые коврики, подкрылки, брызговики и автомобильные мультимедийные системы объемом 100 тыс. комплектов в год –под потребности завода Hyundai Trans Kazakhstan и завода KIA.
Завод Hyundai Trans Kazakhstan включает в себя цеха сварки, окраски, сборки, окраски пластиковых деталей и склад компонентов. Hyundai Trans Kazakhstan соответствует требованиям Hyundai Motor Company и имеет сертификационные документы от таких известных компаний, как VCA (Великобритания), RDW (Нидерланды) и TÜV Rheinland Korea, которые сертифицируют заводы мирового уровня в Европе, США и Азии.
Общая стоимость проекта составляет более 46 млрд тенге, площадь предприятия – 40 тыс. кв.м., количество созданных рабочих мест – порядка 1300 человек, производственная мощность предприятия – 50 000 единиц в год.
Также рабочей группе был представлен строящийся мультибрендовый завод - Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, на котором планируется запустить производство автомобилей Chery, Changan и ряд моделей Great Wall Motor: Haval и Tank уже в I квартале 2025 года. Мощность – 90 тыс. единиц в год.
Бекнур Несипбаев: «Мы видим потенциал в создании «автопрома полного цикла». Производство автокомпонентов привлечет в автопром другие отрасли – от металлообрабатывающей до нефтехимической. Автопром развивается не в вакууме – он тянет за собой весь производственный комплекс страны, он изменит все».
В завершение ознакомительного тура была проведена сессия вопросов и ответов для членов рабочей группы и представителей СМИ, в ходе беседы поднимались темы заградительных барьеров для производителей и инвесторов, сферы, в которые направляются средства утильсбора, роль Жасыл Даму в их распределении, предстоящие общественные слушания по петиции за отмену утильсбора.
Жомарт Алиев, вице-министр экологии и природных ресурсов РК: «Сложилось определённое общественное мнение, в том числе и из-за истории с РОП и неким информационным вакуумом, мы не дали детального объяснения, тут, вероятно, и наша вина есть. Средства от утильсбора тратятся только на цели, прописанные в 388 статье Экологического кодекса. Среди них есть и поддержка автопрома, но она заключается не выделении денег автопроизводителям, а в освобождении их от утильсбора. То есть, если вы завозите в страну автомобиль иностранного производства – вы облагаетесь утильсбором, если производите автомобиль – то не облагаетесь, соответственно, в цене автомобиля утильсбора тоже нет. И никаких денег автопроизводители от утильсбора не получают».
В очередном выездном заседании Рабочей группы приняли участие депутаты Парламента РК, вице-министры промышленности и строительства, экологии и природных ресурсов, сельского хозяйства, представители министерств внутренних дел, национальной экономики, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Казахстанского автомобильного союза, Союза промышленных инвесторов Казахстана, Союза независимого бизнеса Казахстана. Инициаторы петиции тур по алматинским автозаводам и заседание рабочей группы проигнорировали.